Вернуться к обычному виду


История

Город Тихвин входит в число 110 исторических городов России и занимает исключительное место в Ленинградской области, ибо сохранил выдающийся ансамбль Тихвинского Богородицкого монастыря ⅩⅥ–ⅩⅨ веков, родовой дом великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, значительные элементы планировки средневекового города, а также деревянную застройку, ценную в архитектурном отношении и дающую яркое представление об облике уездного города ⅩⅨ века.

Первое упоминание о Пречистенском погосте на реке Тихвине относится к 1383 г. В Воскресенской летописи содержится рассказ о чудесном явлении иконы Богоматери, впоследствии получившей название Тихвинской, и строительстве деревянной Успенской церкви.

Древний погост, располагавшийся на левом низком берегу реки, стал первоначальным градоформирующим ядром Тихвина. Расположение на перекрёстке сухопутных и водных путей позволило ему стать одним из значительных центров Нагорного Обонежья.

Развитие Тихвина вплоть до ⅩⅩ века проходило в двух направлениях. Во-первых, Тихвин рос как крупный торговый центр, приобретавший все большее экономическое значение. Во-вторых, Тихвин с ⅩⅤ — начала ⅩⅥ века стал важным центром религиозного культа на северо-западе Руси. Последнее обстоятельство привлекало к Тихвину внимание государственной власти и способствовало быстрому росту селения.

Известность Тихвина как центра религиозного центра объяснялась тем, что здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

В конце ⅩⅤ века около церкви, построенной в честь чудесно явившейся иконы Божией Матери возник небольшой монастырь. Тихвин в то время был известен и в столице государства Москве. В 1510 году по распоряжению великого князя Московского Василия Ивановича (отца Ивана Грозного) в Тихвине вместо существовавшего до тех пор деревянного храма стали возводить большой каменный Успенский собор, завершённый в 1515 году. Для строительства, которое велось на средства местного монастыря, были присланы мастера из Москвы и Новгорода. Руководство стройкой поручили новгородцу Дмитрию Сыркову.

Великий князь Василий Иванович посетил Тихвинский монастырь в 1527 году. Двадцать лет спустя по дороге из Новгорода здесь побывал его сын великий князь Иван Грозный. Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа.

Тихвинский погост в ⅩⅥ веке стал местом пересечения нескольких важных торговых дорог. Здесь проходил ближайший путь по суше от берегов Невы, от городов Орешек и Ладога (ныне Петрокрепость и Старая Ладога) к Москве и сухопутная дорога от Новгорода к побережью Онежского озера и далее к Белому морю; имелся и удобный водный путь — по Тихвинке и Сяси к Ладожскому озеру. Благодаря такому скрещению торговых путей Тихвин в ⅩⅥ веке стал развиваться как торговое селение, обслуживавшее сначала ближайшие окрестности, а затем и более отдалённые уголки Новгородской земли. Жители Тихвинского погоста, ранее бывшие только крестьянами, стали больше заниматься торговлей.

Подобное селение в те времена в отличие от обычной деревни носило название «посад». С современной точки зрения, крупное селение, жители которого заняты ремеслом и торговлей, — это город. Таким образом, в ⅩⅥ веке Тихвин становится городом.

Тихвину принадлежит заметное место в истории русской культуры. Особую известность уже в ⅩⅥ — ⅩⅦ веках получили архитектурные сооружения города, в значительной своей части сохранившиеся до наших дней.

Создание архитектурного ансамбля Тихвинского монастыря началось ещё в первые годы ⅩⅥ века. К этому времени относится сооружение Успенского собора — замечательного памятника древнерусского зодчества.

В 1558 году началась Ливонская война: Иван Грозный стремился обеспечить России широкий выход к берегам Балтийского моря. В землях, прилегавших к северо-западным границам, стали проводиться работы по усилению существующих крепостей и строительству новых, которые могли бы понадобиться в случае вражеского вторжения. Тихвин вполне мог стать ядром обороны юго-восточного Приладожья. В Тихвине, к тому времени известном религиозном центре, решили строить не обычную крепость, а укреплённый монастырь. Это было выгодно государству, потому что большая часть забот и расходов по содержанию крепости и её гарнизона ложилась на монастырь.

В начале 1560 года Иван Грозный отдал распоряжение о проведении в Тихвине больших строительных работ. Руководить ими было поручено выдающемуся новгородскому строителю Фёдору Сыркову (сыну Дмитрия Сыркова). Большой мужской монастырь, окружённый мощными дерево-земляными укреплениями, сооружался на месте маленького монастыря. На другом берегу реки Тихвинки начали возводить женский монастырь, значительно меньший по объёму, но также снабжённый укреплениями. Первый из них — Тихвинский Успенский, или Большой, монастырь — с самого начала стал играть большую роль в жизни города, так как именно здесь находилась Тихвинская чудотворная икона. Второй монастырь, Введенский, был невелик по размерам и не был столь значителен.

Одним из важных мероприятий, проведённых Фёдором Сырковым, было перенесение на новое место посада, то есть жилых и торговых построек Тихвина. Незадолго до описываемых событий московское правительство приняло специальный закон о запрещении торговым людям жить в монастырях. В соответствии с этим законом Иван Грозный и приказал Сыркову перенести Тихвинский посад с прежнего места — от Успенского собора, где началось строительство Большого монастыря, — на 2 версты к югу, на землю, принадлежавшую соседней деревне Киселево. В центре вновь возведённого посада Сырков соорудил деревянную церковь Преображения.

Освободив значительное пространство вокруг Успенского собора, Фёдор Сырков принялся за строительство нового монастыря. Место это было заболочено, и Сырков занялся его осушением. С двух сторон территории, отведённой для монастыря, были выкопаны рвы для отвода воды и усиления будущих монастырских укреплений. Искусно перегородив плотиной ручей, протекавший к западу от строящегося монастыря, Сырков устроил большой пруд, снабжавшийся проточной водой. Вокруг собора располагались основные монастырские постройки: здания келий, ещё одна церковь, колокольня, трапезная, пекарня и т. д. Все здания строились из дерева. Особенно большое внимание Сырков уделял оборонительным сооружениям.

Так на берегу Тихвинки выросла мощная крепость, ставшая важным оборонительным пунктом в пограничных областях России.

Вокруг Малого, или Введенского, монастыря, сооружавшегося одновременно с Большим Тихвинским монастырём, в ¾ версты от него, тоже были возведены деревянные стены и вырыт ров. Введенский монастырь представлял собой крепость, правда, значительно меньшую по размерам и прочности по сравнению с Большим монастырём.

Вблизи Введенского монастыря, на земле соседней деревни Иссады, вскоре возникла небольшая слободка, населённая ремесленниками и торговыми людьми. Эту слободку в отличие от главного Тихвинского посада стали называть Малый посад.

Московское правительство, учитывая значение Большого Тихвинского монастыря в системе обороны государства и стремясь дать ему средства на содержание укреплений и их постоянного гарнизона, выделило в собственность монастырю многочисленные земельные владения. Крестьяне, живущие на этих землях, стали его крепостными и должны были нести тяжёлые феодальные повинности. С 1560 года и на протяжении более двух веков Тихвин был городом, целиком принадлежавшим одному феодалу-крепостнику — Большому Тихвинскому монастырю.

По данным переписи 1564 года в Тихвинском посаде было 60 дворов, 8 из них принадлежали духовенству Преображенской церкви, 52 — торговым людям. В посаде имелось 37 лавок, это свидетельствует о том, что город в середине ⅩⅥ века был важным местным торговым центром. Общая численность населения Тихвина вместе с монахами и монастырскими слугами в 60-е годы ⅩⅥ века должна была составлять около 500 человек.

Спустя два десятилетия по переписи 1583 года в Тихвине в Большом посаде было уже 145 дворов. Из них 53 принадлежали торговым людям, 22 — ремесленникам, 31 — крестьянам-бобылям, 39 — духовенству. Число лавок достигло 50. Среди ремесленников были представители различных профессий: кузнецы, серебряники, иконописец, свечник, седельник, гончары, портные, сапожники, мясники и другие.

Таким образом, к концу ⅩⅥ века Тихвин стал довольно крупным центром торговли и ремесла.

В начале ⅩⅦ века в период шведской интервенции Тихвинский монастырь и посад сыграли заметную роль в обороне, имевшей общегосударственное значение. В то время монастырь окружали деревянные стены значительной высоты, с широким ходом в верхней части, где во время боев находились защитники крепости. В 1613 году, убедившись в прочности монастырских стен, за которыми укрылись жители города, перед отступлением шведы варварски сожгли неукреплённый посад со всеми его церквами, домами и торговыми помещениями.

В первые годы освобождения от интервентов усадьба Большого монастыря была единственной часть города, где сохранились жилые постройки.

По переписи 1620 года, в пределах этих стен находилось 11 монашеских келий, 26 дворов духовенства и монастырских служек и 35 дворов крестьян и посадских людей. Ко времени переписи на месте сожжённого посада уже начались восстановительные работы. Постепенно были восстановлены жилые дома, лавки, склады.

Процветание тихвинской торговли и ремёсел в ⅩⅦ веке способствовало росту города, который занял значительную территорию вокруг прежнего посада. На главной улице города Белозерской (или Большой) стояло 68 домов, здесь находились гостиный двор, таможня и церковь Преображения, жили наиболее богатые торговые люди и ремесленники. Рядом проходили Береговая и Бастрыгина улицы, также населённые торговыми людьми.

Интенсивное строительство в Тихвине продолжалось и в ⅩⅦ веке. О планировке того времени мы можем получить представление по сохранившемуся исключительно ценному источнику — плану 1678 года. От ⅩⅦ века до нас дошло всего три плана русских городов: Москвы, Новгорода и Тихвина. По поручению правительства дворянин Иван Зеленин и подъячий Пётр Евстафьев составили план города Тихвина, обоих монастырей и всех прилегающих к ним селений и земельных владений. План составлялся без инструментальной съёмки (тогда ещё неизвестной на Руси) и без масштаба, но для своего времени довольно точно. Составители старались все более или менее крупные постройки показать рисунками, изображавшими действительный внешний вид здания.

Тихвинский посад в ⅩⅦ веке, судя по плану, не прилегал непосредственно к монастырским укреплениям. Укреплённую монастырскую усадьбу окружали многочисленные сады, огороды, луга, хозяйственные постройки. Городской комплекс складывался вокруг торгового и общественного центра посада — базарной площади, куда сходились главные дороги — улицы. В юго-западной части площади помещались торговые ряды, в восточной стояла церковь Преображения, в северной — таможня.

В Тихвине ⅩⅦ века не было регулярной плановой застройки. Однако асимметрия придавала городу своеобразную прелесть. Тихвин был тогда почти сплошь деревянным.

21 марта 1773 года по представлению новгородского губернатора Тихвинский посад официально получил права города. 10 июля того же года Тихвину определили герб и приписали к нему 27 погостов с населением свыше 25 тысяч человек. 24 августа он стал уездным городом Новгородского наместничества, а с образованием в 1789 году Новгородской губернии — её штатным городом.

После пожара 1770 года губернатор Сиверс приказал построить на месте посада правильно распланированный город. Составленный в 70-х годах ⅩⅧ века выдающимися русскими архитекторами М. Казаковым, Ал. Квасовым и П. Никитиным проект регулярной планировки Твери и созданные ими же типовые проекты административных зданий и жилых домов послужили образцом для реконструкции ряда городов, в том числе и Тихвина. Для работ над планом и для наблюдения за постройками был прислан архитектор Василий Поливанов.

Уникальное значение имеет планировочная структура исторической зоны города Тихвина, которая сложилась согласно генеральному плану. Жёсткая геометрическая сетка новых улиц, появившихся после пожара 1770 года, накладывается на древнюю живописную планировку. По этому плану производилась застройка в течение значительного периода времени. Наибольшее значение в архитектурном решении планировки Тихвина принадлежало центру: он обстраивался в стиле господствовавшего тогда классицизма. До наших дней сохранился большой гостиный двор, сооружённый в 70-80-х годах ⅩⅧ века по проекту, составленному для Твери, — двухэтажное здание с высокой крышей, длинными галереями и аркадами первого этажа.

Общественный центр города организовался на месте древнего центра Тихвинского посада. Сравнивая план с современным градостроительным опорным планом можно констатировать, что идея общественного центра, заложенная в генеральном плане 1773 года, осуществлена в натуре практически полностью.

Историческая часть города Тихвина, представленная множеством памятников истории и культуры (архитектурных ансамблей и комплексов), сохранила до наших дней планировочную структуру ⅩⅧ века.

Территориальная согласованность и взаимосвязанность четырёх ландшафтных частей — бывшего посада, двух монастырей и правобережья, складывавшаяся постепенно под влиянием естественных факторов, показала свою жизнеспособность на протяжении по крайней мере двух с половиной столетий, а потому эти черты градостроительной структуры Тихвина должны быть сохранены в процессе его современного развития. Сохранившаяся деревянная застройка XIX века в настоящее время требует реставрации и воссоздания.

Тихвин — родина великого композитора Римского-Корсакова. Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова — композитора, педагога и дирижёра олицетворяет целую эпоху в истории русской и мировой культуры. Его имя всегда связывают с Россией, Санкт-Петербургом и Тихвином, где он родился и провёл детские годы, сделал первые шаги в музыке.

Тихвин — родина многих замечательных людей: академика портретной живописи, учителя рисования — П. Е. Заболотского (портрет М. Ю. Лермонтова кисти Заболотского находится в Третьяковской галерее, это один из лучших портретов поэта); академика-археографа Я. И. Бередникова, статского советника, удостоенного орденов Святой Анны и Святого Владимира, который всю свою жизнь посвятил изучению нашего края; профессора-археолога В. И. Равдоникаса; поэта А. А. Крылова; революционера-демократа Астырева; просветителя, педагога и учёного — И. П. Мордвинова; декабриста и участника восстания на Сенатской площади, сосланного в Сибирь, А. Арбузова.

Через Тихвин в 1826—1828 гг. проезжали в ссылку С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, И. А. Анненков и И. Д. Якушкин, М. И. Муравьев-Апостол и др.

Здесь на почтовой станции с ними встречался А. П. Римский-Корсаков, выражал сочувствие и помогал деньгами нуждающимся. Также в 1849 году, спустя 21 год, через Тихвин, звеня кандалами, проследовал Ф. М. Достоевский и поэт-революционер М. Л. Михайлов. Здесь жили и были похоронены потомки декабристов В. В. Ле-Дантю и П. В. Гусаковский.

В нашем веке на долю Тихвина выпали суровые испытания в годы Великой Отечественной войны.

Полный разгром фашистов 9 декабря 1941 года под Тихвином стал одной из ярких страниц в истории страны. В 1974 году город награждён орденом Отечественной войны Ⅰ степени.

4 ноября 2010 года Указом Президента Российской Федерации за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Тихвину присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

В ряду малых российских городов Тихвин известен многовековой историей. Разделив все испытания, выпавшие на долю нашего отечества, он являет собой пример воплощения прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

С 1515 года домом Богоматери становится каменный Успенский собор

С 1515 года «домом Богоматери» становится каменный Успенский собор

В 1811г. была открыта Тихвинская водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем

В 1811 г. была открыта Тихвинская водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем

Возвращение жителей в освобождённый Тихвин

Возвращение жителей в освобождённый Тихвин

Тихвинский край

Четырёхтомник «Тихвинский край»


Дата изменения: 11.06.2024 11:22