Вернуться к обычному виду

Объявления

08.10.2024

Тихвинская городская прокуратура разъясняет: новые требования к банкам по защите клиентов от переводов мошенникам. Что такое «период охлаждения»?

25.07.2024 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которые призваны усилить борьбу с переводами без согласия клиента, вводят ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из специальной базы Банка России.

Так, закрепляется обязанность осуществления оператором по переводу денежных средств проверки наличия признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента до момента списания его денежных средств в случае:

- совершения операции с использованием платежных карт,

- перевода электронных денежных средств или перевода денежных средств с использованием сервиса СБП;

- при приеме к исполнению распоряжения клиента (при осуществлении перевода денежных средств в иных случаях).

При этом вводится алгоритм действий оператора по переводу денежных средств при выявлении подозрительной операции (перевода) в зависимости от вида:

- отказ в ее осуществлении в случае применения платежной карты, перевода электронных денежных средств или перевода по СБП$

- приостановление всех иных переводов с разъяснением права соответственно совершить операцию повторно либо подтвердить операцию не позднее следующего дня.

Вместе с тем в случае, если несмотря на направление клиентом подтверждения распоряжения или осуществления действий по совершению повторной операции (если клиент настаивает), кредитное учреждение получило от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, то оно приостанавливает прием к исполнению подтвержденного распоряжением клиента сроком на 2 дня или отказывает в совершении повторной операции. Одновременно клиенту незамедлительно разъясняются причины и последствия этой меры. Это и есть период «охлаждения».

Указанное время позволит находящемуся под влиянием злоумышленников клиенту кредитной организации отменить (не подтверждать) распоряжение об осуществлении перевода на счет злоумышленника или в случаях совершения операций с использованием платежных карт не осуществлять действий по совершению повторной операции по переводу электронных денежных средств или переводу с использованием СБП.

Аналогичные требования предъявляются и к кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств, которая обязана сообщить банку, обслуживающему плательщика, о выявлении такой операции в рамках реализации мероприятий по противодействию осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Перечень признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента с 25.07.2024 расширен с 3 до 6 соответствующим приказом Банка России от 27.06.2024 № ОД-1027, новыми из которых являются:

- совпадение сведений о получателе средств с ранее внесенной во внутренние перечни оператора по переводу денежных средств информацией о переводах без добровольного согласия клиента;

- имеющаяся документально подтвержденная информация о возбуждении в отношении получателя средств уголовного дела (либо о совершении преступных действий с помощью определенного электронного средства платежа);

- поступившая информация о сомнительном характере операции, в том числе от банка-получателя, оператора связи, владельцев мессенджеров и сайтов в сети «Интернет», иных юридических лиц о нетипичных соединениях (посредством телефонной связи, смс-сообщений, мессенджеров, электронной почты) клиента до или во время проведения операции.

Сроки возмещения сумм операций без согласия владельца:

В случае совершения подозрительного перевода без соблюдения названных правил при наличии соответствующей информации в специальной автоматизированной системе Банка России («АСОИ» ФинЦЕРТ) предусмотрен 30-дневный срок возмещения клиенту суммы операции, которая была совершена по его карте (иному электронному средству платежа) после получения оператором уведомления от клиента.


Возврат к списку



Дата изменения: 04.04.2018 16:58